Можно считать этот пост продолжением темы о лицевом массаже. Я являюсь большой поклонницей такого массажа и искренне считаю, что это один из самых действенных и доступных способов борьбы с признаками старения. Продолжу рассказывать об интересных персоналиях, которые не только освоили техники массажа, но и сами являлись примерами эффективности своих методик.
История начала ХХ века знает несколько таких имен: Kathryn Murray, Lillian Russell, Annette Kellerman. И хотя некоторые из них написали работы о лицевом массаже, эти книги найти почти невозможно. Кроме того, не все из них были запечатлены на фотографиях того времени, чтобы можно было воочию убедиться в действенности их методик лицевого массажа. Кстати, упражнения Кэтрин Мюррей были найдены в личной библиотеке знаменитой актрисы Греты Гарбо.
Поэтому для более наглядных примеров эффективности массажа в антивозрастной борьбе считаю более уместным приводить в примеры людей, которых можно лицезреть на снимках.
Сегодня речь пойдет об интересной даме Elinor Glyn, писательнице, сценаристке и IT girl того времени. Рыжая и зеленоглазая британка Элинор Глин, в девичестве Sutherland, родилась в октябре 1864 году. Ее репутация была с привкусом скандала, а книги, которые она публиковала, были весьма пикантны. По сути из под ее пера выходили эротические новеллы, и, надо сказать, они пользовались популярностью. В 1920 году она переехала в Голливуд и в течение десяти лет очень успешно работала в киноиндустрии, но потом вернулась на родину и продолжила писательскую карьеру вплоть до своей кончины в сентябре 1943 года в возрасте 78 лет.
Однако, Элинор меня интересует не как писательница-романистка или как постановщица фильмов с Рудольфо Валентино. По описаниям современников, Элинор всегда выглядела моложе своих сверстниц. Считается, что она всю жизнь практиковала упражнения для лица. Сложно сказать, всю ли жизнь Элинор делала упражнения или нет, но в 1927 году она выпустила книгу «The Wrinkle Book» («Книга морщин»), а в 1928 году еще одну — «Eternal Youth» («Вечная юность»). Сами книги я найти не смогла, есть только отдельные обрывки и цитаты, по которым можно лишь попытаться представить, как за собой ухаживала эта женщина и что она рекомендовала своим читателям.
Самая верхняя фотография датируется 1908 годом, а эта фотография с личной подписью Элинор сделана в 1928 году, т.е. 20 лет спустя, в год выхода книги «Вечная юность». Здесь Элинор 64 года. По-моему, она выглядит великолепно для своего возраста. А какая шея! Примерно тогда же сделана и другая фотография Элинор, на которой она выглядит так же прекрасно.
Вот пара цитат из ее «Книги Морщин».
«Мы все стареем и умираем в свое время, но так же, как мы боремся с ухудшениями (внешности) в других частях нашего мышечного телосложения с помощью спорта, игр и упражнений, таким же образом мы должны бороться с ухудшениям состояния мышечной ткани на наших лицах с помощью определенный системы упражнений, основанных на знании мышц, которые находятся на голове, лице и шее.»
Элинор обозначает важность упражнений еще и по другим двум причинам. Первая причина — это улучшение циркуляции крови. Плохая циркуляция является следствием «голодных тканей» и «накопленных токсинов», которые она называет основными причинами старения. Когда лицевые мышцы тренируются, то кровь, содержащая «питание и железистую секрецию», направляется в ткани. Это способствует «вымыванию токсинов», и при этом старые ткани удаляются, а «новые ткани образовываются на их месте».
«Действие мышц, которые стимулируют приток крови … это очень важно для эффекта моих упражнений, чтобы поддерживать молодость и красоту лица. Я думаю, причина этого достаточно очевидна. Кровь есть жизнь, в ней содержится секреция желез и питание для тела, что так необходимо для его поддержки и сохранения в хорошем состоянии. Поэтому, если вы направляете кровь в ткани любой части тела, вы питаете и обновляете ее».
Второй причиной, почему упражнения так важны, является улучшенная жизнеспособность.
«Это более туманная область, отчасти это главенство разума над материей, отчасти подключение невидимых сил. Разум управляет телом, а если с практикой этих упражнений у вас появляется установка, что вы себе таким образом придаете жизненную силу, то вы на самом деле придаете ее».
Очень глубокомысленное замечание. На масляном портрете ниже Элинор запечатлена в возрасте 77 лет, портрет кисти Arnold Mason датируется 1942 годом. Да, овал уже не тот, есть и мешки под глазами. Но перед нами явно не бабушка под 80 лет, а интересная зрелая и ухоженная женщина с почти гладким лицом и, кажется, по-прежнему хорошей шеей.
Я основательно поискала две книги Элинор, но ничего не смогла обнаружить. Мне очень хотелось понять, какая у нее была методика. Один источник выдал единственное упражнение, где Элинор дает технику шевеления ушами, а конкретно — подъема ушей. Да-да, речь идет именно о банальном шевелении ушами. Однако, это простое действие приводит в действие важные мышцы, влияющие как на тонус лица, так и на его контур. Также я нашла обрывочные упоминания мышц frontalis и occipitalis. Есть немного про то, как развивать мышцы frontalis, чтобы уметь поднимать брови, не морща при этом лоб.
Исходя из этого, я думаю, что ее техника должна быть близка к технике Benita Cantieni, с которой я неплохо знакома. А раз так, то не буду больше тратить время на поиски и я закончу рассказ об этой интересной женщине, которая является хорошим примером действенности лицевого массажа. А что касается самих упражнений, то об этом буду рассказывать в следующий раз, когда речь пойдет о более современных авторах и их методиках. Я все же пытаюсь соблюдать некую хронологическую последовательность.