Я вот все пишу про иностранные марки. А мне искренне хочется попробовать хорошую отечественную косметику. Сейчас есть уже несколько таких имен. За нашим рынком я тоже слежу, хотя ничего еще не покупала и не тестировала. Пока наблюдаю, потому что есть один момент, который мне очень не нравится.
Некоторое время назад я сделала наблюдение, что некоторые отечественные производители натуральной косметики не всегда раскрывают составы. Это из тех молодых марок, которые можно назвать отечественной органикой. Они указывают только хорошие, приятные на слух ингредиенты. А эмульгаторов нет, консерванты отсутствуют. И как, позвольте сказать, это использовать? Я ведь понимаю, что они обязаны быть в составах, содержащих воду. Не имею ли я как потребитель право знать, что именно буду наносить на свою кожу, что именно попадет в мой кровоток? Ведь только на основании полной и достоверной информации можно принять решение, купить средство или нет.
Начала я тут присматриваться к одной марке, прочитав о ней в одном хорошем издании. Интервью с создательницей произвело приятное впечатление, ну вот, думаю, надо знакомиться. Имени не называю, скоро станет понятно почему.
Подписалась на них в Instagram, у марки пока нет своего сайта. Все красиво и мило. Но вот незадача, сразу вижу, что составы указываются усеченные. Здесь не нужно быть ни химиком, ни косметологом, чтобы это понять. Формулы водные, но не указываются консервирующие ингредиенты. А они обязаны быть, иначе средство мгновенно испортится. Решаю задать вопрос под картинкой средства, которое меня заинтересовало. Прикладываю скрин переписки.
Все действительно понятно. Не только про состав, но и про отношение к потребителю. Это средство для глаз стоит 2,000 рублей, вполне себе приличная сумма. Я хочу точно понимать, за что отдавать деньги. Я сама не изготавливаю косметику, поэтому не могу судить, насколько имеет смысл скрывать полный состав. Это же не химическая формула средства, рецептура меня не интересует, хочу лишь знать список используемых ингредиентов. А вдруг у меня на что-то конкретное аллергия? Ну ладно, допустим даже на секунду, что кругом одни враги, только и думающие как украсть формулу. Но зачем обманывать людей, утверждая, что приведенный состав полный?
Хорошо высказалась Кэролайн Хайронс, ругая производителей, указывающих лишь «активные ингредиенты». Она утверждает, что в косметическом средстве все ингредиенты активные, просто у каждого своя роль. «This whole ‘active’ ingredients trend is at best annoying, and at worst, lying to consumers» («Этот тренд с «активными» ингредиентами в лучшем случае раздражает, а в худшем — это ложь по отношению к потребителям»). Сложно не согласиться.
Пара слов о регулировании косметической отрасли. У нас в стране все совсем неплохо в этом отношении. С 1 января 2014 введен новый межгосударственный ГОСТ 32117-2013 «Продукция парфюмерно-косметическая. Информация для потребителя. Общие требования». В соответствии с этим стандартом потребитель обязан получать информацию от производителя ПКП (парфюмерно-косметической продукции): «3.1 Изготовитель (продавец или уполномоченный представитель изготовителя или импортер) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о ПКП, обеспечивающую возможность ее правильного выбора».
Далее регламентируется маркировка товара. Касательно составов там сказано, в частности, следующее:
(1) Перечень всех ингредиентов должен быть представлен в порядке уменьшения их массовой доли в рецептуре продукции.
(2) Ингредиенты, массовая доля которых менее 1%, могут быть перечислены в любом порядке после тех ингредиентов, массовая доля которых более 1%.
(3) Красители и красящие вещества могут быть перечислены в любом порядке после остальных ингредиентов в соответствии с индексом цвета или принятыми обозначениями.
(4) Информацию о составе продукции допускается по усмотрению изготовителя указывать в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита.
Выходит, что наш ГОСТ во многом приближен к международным стандартам, только указание ингредиентов по номенклатуре INCI оставлено на усмотрение производителя.
В таком случае, первая проблема, которая выявилась в результате моей краткой переписки с производителем, это нежелание дать мне «необходимую и достоверную информацию», чтобы я смогла принять решение как потребитель. Возможно, на этикетке средства вся эта информация указана, тогда непонятно, почему нужно ее скрывать.
Во-вторых, это неумение работать с клиентом. Люди ведь могут задавать любые вопросы, порой и неприятные, на которые грамотный производитель должен уметь корректно отвечать. Instagram — это социальная сеть, где люди общаются, задают вопросы, что-то уточняют. Хотя, в любом общении многое зависит от личной культуры человека. Цитата из интервью с производителем: «Для меня главное, чтобы продукт работал, не причиняя вреда». Отлично, но хочу убедиться сама, покажите состав. Ведь может оказаться, что понятия о вреде у нас разные. Можно объявлять себя сознательным и ответственным производителем, желающим дать самое лучшее своим клиентам. А на деле выходит не очень сознательно, не очень ответственно, не очень честно и не очень профессионально.
Не секрет, что на сайтах многих косметических гигантов не найти составов их средств, это указывается только на упаковках. Это ладно, уже привыкли. Такое и не покупаем. Но с органикой — другое дело. Не раскрывать здесь составы — моветон, хорошие органические производители гордятся своими формулами и открыто публикуют полные списки ингредиентов. Почему у нас это не так — непонятно. Я посмотрела двух других наших производителей, та же история. Одному задала вопрос на их сайте. Вопрос ушел на модерацию уже две недели назад, и похоже, что оттуда не вернется.
Все, что я чувствую в этой связи — недоумение. Не буду пока ничего брать. Не нравится такое отношение.
◊ ◊ ◊