Прочитала на днях отличную статью «Would You?» у Garance Doré, чей проект теперь называется Atelier Doré. В ней затронулась тема пластики в интересном ракурсе: согласились бы вы изменить свою внешность до идеальной, зная что подобные изменения повлияют на вашу будущую жизнь. Гаранс со всей очевидностью констатирует факт, что в наши дни женщины постепенно перестали стесняться пластики, все реже скрывая факт наличия операции от других. Всему причина — огромное психологическое давление со стороны мужчин, соцсетей, других женщин и самих себя.
Меня пластика мало интересует, зато не может не интересовать значение соцсетей для порождения огромного количества комплексов у женщин. К сожалению, молодые девушки наиболее подвержены влиянию чужого мнения и больше зависят от стереотипов так называемой идеальной внешности, навязываемых обществом. Если пластика является серьезным решением, необратимо меняющим природные черты, то для большинства наиболее простым способом трансформации является подражание другим с помощью макияжа, который, как мне кажется, все больше становится чрезмерным и карикатурным.
Эту тему я когда-то уже поднимала, когда говорила о бьюти блогах. Почему визажисты, меняющие внешность до неузнаваемости, так популярны? В какой момент сценический грим на лице стал вызывать больше восторга, чем аккуратный и незаметный макияж? Отчего стало важнее искусно замаскировать чудовищное состояние кожи, чем ее вылечить? Как случилось, что соцсети опутали миллионы девушек, считающих красивым рисование бровей, контурирование лица и неестественное складывание губ бантиком? Почему стало нормой казаться кем-то другим, а не быть собой?
За последние два с лишним года мое мнение не изменилось: наблюдать то, что красотой является неестественность, тоскливо. Это как ничто другое говорит об отсутствии уверенности в себе. Думаю, что такой болезнью болеет большинство молодых девушек, потому что в 17 лет настоящей красотой кажется только далекая и чужая. Себя сложно любить в этом возрасте, я тоже проходила через это. Поэтому мне не хочется вернуть свои 17 лет, это время колоссального неприятия себя.
К сожалению, наличие соцсетей жизнь не облегчает. Отполированные фото в ленте инстаграма легко могут привести к депрессии. Или к желанию выкладывать не менее отполированные селфи, далекие от реальности как Планета Х от солнца. И вот она, счастливая виртуальная жизнь, где я — уже не совсем я, а гламурная красавица с пухлыми губами и впалыми щеками. И жизнь у нее тоже гламурная. Ну или хотя бы пусть подписчики так считают.
Как так получилось, что за последние десять лет быть настоящей собой стало настолько неактуально? Когда хороший вкус уступил место пошлости и избитым клише? Если для сюжета сказки Морозко из Марфушеньки нужно было сделать дымковскую игрушку, это смешно, потому что гротескно. Но почему, когда девушка превращается в куклу à la Kim Kardashian, все аплодируют, восхищаясь нарисованными чертами лица и умением визажиста? И неважно, что до природных черт теперь нужно добираться с помощью шпателя.
Что значит принимать себя? Кто-то скажет, что быть Настенькой хорошо, она красивая, но что если ты родилась Марфушенькой? В 17 лет я так и думала, а сейчас считаю, что Марфушенька может выглядеть так, что рядом с ней красота Настеньки будет казаться кукольной и невыносимо пресной, вызывая уныние своей правильностью. Но для этого нужна определенная зрелость, а откуда она в 17 лет? Эта ранимая и неуверенная в себе аудитория становится мишенью маркетологов и пиарщиков, навязывающих сомнительные стандарты красоты, сулящие любовь, счастье, признание. Это не мечты и даже не грезы, а самообман и неспособность заглянуть вглубь себя.
Неправильность, нестандарность и есть красота. Совершенно особенная и уникальная, которой можно распорядиться по-разному. Чем раньше женщина это понимает, тем быстрее она принимает себя. И тогда самая заурядная Марфушенька способна превратиться в интереснейшую женщину, уверенную в себе и своей внешности. Ее красота — это интеллект, остроумие, внутренняя гармония. У нее нет наркотической зависимости от макияжа. Ее представления о красоте свободны от стереотипов. Она счастлива быть собой, исключительной и неповторимой. Она заметна на фоне штампованных настенек и этим выгодно от них отличается. Она подчеркивает собственные достоинства, излучает уверенность и обаяние.
Я не стану говорить, что хороший вкус, ухоженность, фигура и состояние кожи не имеют значения. Еще как имеют. Но если все это есть, то комплект получается сногсшибательный. Марфушенька становится красавицей, не в банальном понимании слова «красота», а в глубинном, когда красота означает гораздо больше, чем правильные черты лица. Это красота женщины, согласившейся со своей внешностью и в конце концов с самой собой. Это красота принятия себя.
○ ○ ○