Сертификация органической косметики: панацея или нет?

Как-то в своем журнале я писала о том, чем хороша органическая косметика. Написанное относилось, прежде всего, к органическим ингредиентам. Компании, специализирующиеся на натуральной косметике, вольны использовать органические ингредиенты в своих составах. И это замечательно. Но известно, что есть косметические компании, имеющие органические сертификаты. Вся продукция такой компании подходит под определенный стандарт, заданный сертифицирующей компанией. Это как печать на документе или штамп в паспорте, удостоверение серьезных намерений и следование определенным канонам. Это солидность, прозрачность и гарантия. Но гарантия чего именно?

Недавно рассказывала про Balance Me, и мне понравился ответ Ребекки Хопкинс относительно того, почему их продукция не сертифицирована. Я еще тогда подумала, что попробую разобраться в вопросе сертификации. Это как раз поможет ответить на вопрос, какую же уверенность дает сертификат. И здесь придется немного поразбираться, потому что таких стандартов существует несколько. Рассмотрю самые основные. Сначала об общем.

Общие требования

Самое конфузное в различных стандартах, присваемых органической косметике, это отсутствие унификации. Несмотря на это, есть несколько параметров, которые предусмотрены во всех стандартах.

— Сертифицированная продукция не тестируется на животных
— В составах отсутствуют ГМО ингредиенты
— Отсутствуют ингредиенты животного происхождения за исключением тех, которые не приносят вреда (например, мед, пчелиный воск)
— Уделяется внимание тому, как ингредиенты были выращены и собраны
— Предусматривается наличие экологичной упаковки

Что именно стандарты устанавливают? Здесь тоже есть ряд общих критериев, которые каждый стандарт индивидуально определяет для себя.

— Минимальное содержание органических ингредиентов в составе продукта
— Допустимая доля химических ингредиентов
— Список ингредиентов, использование которых недопустимо
— Производственные процессы, которые допустимы при создании ингредиентов и конечного продукта
— Позиция касательно включения/исключения воды для расчета доли органических ингредиентов

.:: EcoCert

Французская организация EcoCert была образована в 1991 году и является первой компанией, которая разработала единые стандарты для натуральной и органической косметики. Долгое время эти стандарты являлись эталонными для всей косметический индустрии, однако, с более активным развитием рынка органической косметики данные стандарты уже не являются самыми строгими. Более того, сейчас критерии EcoCert стали чуть ли не самыми мягкими и противоречивыми среди всех прочих стандартов для косметики. EcoCert собственно ставит две печати: «EcoCert Organic» и «EcoCert Natural and Organic». Для получения права на использование EcoCert Organic средство должно содержать 95% растительных ингредиентов и всего лишь 10% (!) органических ингредиентов. Для получения стандарта EcoCert Natural and Organic продукт должен содержать 50% растительных ингредиентов и 5% органических ингредиентов.

Интересно то, что вода может быть учтена для расчета доли органических ингредиентов. Это в некотором смысле нонсенс, потому что воду нельзя вырастить сельскохозяйственным способом, это не агрокультура. Доля синтетических консервантов может достигать до 5%, причем разрешаются несколько таких, которые запрещены другими стандартами, в том числе дегидроацетовая кислота (dehydroacetic acid) и гидроксид натрия (sodium hydroxide). Также допустимы химические ингредиенты кокамидопропил бетаин (cocamidopropyl betaine) и лаурет сульфат натрия (sodium laureth sulphate).

Примеры марок с сертификатом EcoCert: Madara, Tata Harper, S5 Skincare, Estelle & Thild, Kae, Organic Surge, One Love Organics, Absolution, Coola.

.:: Soil Association

У британской сертифицирующей организации Soil Association, образованной еще в 1946 году, существует два стандарта: Organic и Made with Organic Ingredients. Для стандарта Organic доля органических ингредиентов должна составлять 95%, а для стандарта Made with Organic Ingredients такая доля должна быть минимум 70%. Однако, в случае с Soil допустимы некоторые химические ингредиенты и консерванты, которые являются раздражающими кожу. Также ряд химических ингредиентов могут вступать в реакцию с другими веществами в составе косметического средства, чтобы образовывать другой класс химических веществ, называемых нитрозаминами, большинство из которых является канцерогенами.

Вода для расчета процента органических ингредиентов по стандарту Soil исключается в отличие от EcoCert. Среди разрешенных химических ингредиентов: синтетический алкоголь (benzyl alcohol), дегидроацетовая кислота (dehydroacetic acid) и феноксиэтанол (phenoxyethanol).

Примеры марок с сертификатом Soil Association: Herbfarmacy, Pai Skincare, Balm Balm, Spiezia Organics, Neal’s Yard Remedies, Suti, Therapi, Botanicals, Nourish.

.:: NATRUE

Европейская ассоциация со штаб-квартирой в Брюсселе. Стандарт NATRUE имеет три разных уровня, означающих три разных сертификата. Все уровни NATRUE объединяет требование к высокому содержанию натуральных ингредиентов. Самый высокий стандарт Organic Cosmetics (три звезды) гарантирует, что минимум 95% натуральных ингредиентов и/или ингредиентов натурального происхождения выращены и произведены в органических условиях. Другой стандарт Natural with organic portion (две звезды) гарантирует уровень органических ингредиентов как минимум на 70%. И, каконец, третий стандарт Natural Cosmetics (одна звезда) означает 100% долю натуральных ингредиентов, ингредиентов натурального происхождения и очень ограниченную часть ингредиентов, идентичных натуральным.

Очень замысловатая формулировка, речь не идет о том, что 95% ингредиентов в составе должны быть органическими. И ложкой дегтя здесь является то, что NATRUE допускают изрядное количество потенциально токсичных ингредиентов, таких как синтетические консерванты, сульфаты и гидрогенизированные масла (транс-жиры). Позитивным же фактом, отличающим NATRUE от других сертификатов, является признание биологической активности ингредиентов.

Примеры марок с сертификатом NATRUE: Lavera, Amala, Dr. Scheller, Alteya Organics, Biokosma, Alverde, Weleda.

.:: BDIH


Немецкая ассоциация BDIH имеет только стандарт натуральности. Требований к органике нет, хотя BDIH призывает производителей использовать органические ингредиенты по максимуму. А раз это лишь пожелание, то натуральные ингредиенты могут иметь следы пестицидов и других химических удобрений. Натуральные консерванты допустимы наряду с синтетическим алкоголем (benzyl alcohol) и салициловой кислотой (salicylic acid). Некоторые химические ингредиенты здесь запрещены, хотя они разрешены органическими стандартами других организаций. BDIH не является независимой организацией, это ассоциация, состоящая из таких же производителей косметики.

Примеры марок с сертификатом BDIH: Alima Pure, Living Nature, ilike, Pure Elements.

.:: USDA

Этот стандарт отличается от прочих тем, что относится к еде. Им заведует Американский департамент агрокультуры, потому что у косметики и продуктов ухода нет своего департамента. Здесь три уровня: 100% Organic (только органические ингредиенты), Organic (минимум 95% органически выращенных ингредиентов, допускается небольшое количество химии) и Made with Organic Ingredients (минимум 70% органических ингредиентов, но без возможности использовать USDA логотип).

В стандарте USDA вода и соль исключаются из расчета доли органических ингредиентов. Это справедливо, однако, и здесь есть свои особенности. Поскольку стандарт регулирует пищевые продукты, а не косметику, то ряд ингредиентов, которые обычно не употребляются в пищу, им не регулируются. Например, это относится к эфирным маслам или популярным сейчас экзотическим маслам.

Есть и другие стандарты: французский CosmeBIO, итальянский ICEA, австралийский ACO и прочие. Сейчас делается попытка объединить унифицировать стандарты. Так, COSMOS Standard объединяет 5 сертифицирующих организаций: BDIH, Soil Association, EcoCert , ICEA and CosmeBIO. Стандарт COSMOS Organic я даже описывать не буду, так сложно он звучит. При этом он допускает использование некоторых токсичных ингредиентов, как, например, висмут оксихлорид (bismuth oxychloride).

Примеры марок с сертификатом USDA: Bubble and Bee, Alteya Organics, Dr. Bronner, Earth Mama Angel Baby, Intelligent Nutrients, Soothing Touch.

И как в этом разобраться?

В общем, из всего этого следует, что в вопросе органической сертификации много противоречий. Но я ни коим образом не хочу сделать вывод, что сертификация это плохо или неправильно. Просто потребителям порой сложно разобраться во всех нюансах органических стандартов.

Где-то вода учитывается, где-то нет. Там, где вода учитывается, продукты с высоким содержанием воды будут иметь высокую долю органической составляющей, хотя остальные ингредиенты могут быть недолжного качества. А, например, в скрабе для тела, состоящем из соли и эфирных масел, по стандарту USDA органических ингредиентов вообще может быть 0%. И разве такой продукт можно считать некачественным? Для получения стандарта EcoCert Organic необходимо лишь 10% органических ингредиентов, а для стандарта USDA Organic — целых 95%. При этом кто-то из производителей с сертификатом EcoCert может иметь 95% органических ингредиентов, а кто-то минимальные 10%. Но это какая разница в качестве! Например, у Tata Harper, имеющей сертификат EcoCert, доля органических ингредиентов в составах составляет от 70% до 94%, гораздо выше необходимого минимума.

Не стоит забывать о том, что сертификация стоит денег. Это не разовый платеж, а ежегодный взнос приличной суммы денег, которую в конечном итоге платит потребитель.

Небольшое сравнение

Для того, чтобы показать, как может отличаться качество сертифицированного продукта от несертифицированного, приведу один пример. Надеюсь, что этим окончательно не наведу путаницу. Рассмотрим два очищающих бальзама. Вот состав бальзама от производителя, сертифицированного EcoCert.

Ingredients: CAPRYLIC/CAPRIC TRIGLYCERIDE, GLYCERIN, HELIANTHUS ANNUUS (SUNFLOWER) SEED OIL*, AQUA (WATER), SUCROSE LAURATE, SUCROSE PALMITATE, PARFUM (NATURAL FRAGRANCE), TOCOPHEROL. *INGREDIENTS FROM ORGANIC FARMING

А вот состав аналогичного продукта. Это тоже очищающий бальзам, но от производителя, который не имеет сертификации.

Ingredients: HANDMADE USING THE FINEST AVAILABLE TOXIN-FREE RAW VEGAN ORGANIC AND FAIRLY TRADED INGREDIENTS ( 90% ORGANIC ) HELIANTHUS ANNUUS (SUNFLOWER SEED) OIL*, COCOS NUCIFERA (COCONUT) OIL*, CHAMOMILLA RECUTITA MATRICARIA (CHAMOMILE) FLOWER*, CALENDULA OFFICINALIS (MARIGOLD) FLOWER*, BUTYROSPERMUM PARKII (RAW SHEA BUTTER)*, EUPHORBIA CERIFERA (CANDELILLA) WAX, DAUCUS CAROTA (CARROT) ROOT*, ROSA CANINA (ROSEHIP) FRUIT OIL*, D-TOCOPHEROL AND TOCOTRIENOL (NATURAL VITAMIN E) IN GLYCINE SOJA (GMO FREE SOYBEAN) OIL, CITRUS SINENSIS (ORANGE) ESSENTIAL OIL*, CITRUS AURANTIUM (PETITGRAIN) ESSENTIAL OIL*, ROSMARINUS OFFICINALIS (ROSEMARY) LEAF EXTRACT*, MYRICA GALE (BOG MYRTLE) ESSENTIAL OIL, AZADIRACTA INDICA (NEEM) SEED OIL*,CITRAL**, GERANIOL**, LIMONENE** AND LINALOOL**. (*DENOTES ORGANIC AND WILD HARVESTED; ** NATURALLY OCCURRING IN ORGANIC ESSENTIAL OILS)

Несложно заметить, что органический продукт имеет всего один органический ингредиент в составе, тогда как его несертифицированный аналог на 90% состоит из органических ингредиентов. Указывать точный процент органики в составе совсем необязательно, только добросовестные и честные производители так делают. По-моему, здесь сразу понятно, какое из этих двух средств охотнее хотелось бы использовать для своего лица.

Вывод


И все же органическая сертификация — это хорошо, потому что помогает потребителю лучше ориентироваться в мире косметики. Это дает так называемый informed choice. Более строгие стандарты типа USDA или Soil уже сами по себе говорят об определенном качестве продукции. Многие производители выбирают сертификацию, чтобы давать своим потребителям уверенность в том, что их ингредиенты не содержат ГМО, что их производственные линии прошли аудит, а их косметические формулы соответствуют определенному стандарту экологичности, часто очень высокому.

Однако, панацеей сертификация не является, это мое устойчивое мнение. Более размытые стандарты могут давать возможность производителям выглядеть более качественными по сравнению с производителями без сертификатов, но таковыми по сути не являться. Сертифицированные производители могут откровенно «халтурить», производя органик пустышки, так и несертифицированные производители могут сами задавать высочайший стандарт качества без имеющихся у них официальных штампов и печатей. Разумеется, такие крайности встречаются нечасто, но их тоже следует иметь в виду. И понятно, что продукт от сертифицированного производителя сам по себе не является гарантией эффективности.

Какой итог? Такой, что и в этом вопросе лучше полагаться на себя: читать ингредиенты (хотя бы первые пять компонентов) и знакомиться с новым брендом до покупки его продукции. Я никогда не ищу намеренно лишь органические марки, мне важнее отношение производителя к своему делу, искра, вдохновение, мотивация. Можно иметь органический сертификат, но при этом не иметь достаточно чистые ингредиенты, не стремиться создавать эффективные формулы, не стараться быть этичным и добросовестным производителем. Только искренне любя свое дело, можно создавать подобные формулы, как в примере выше, не неся органический сертификат как флаг, подменяя им и мотивацию, и искру, и вдохновение.

◊ ◊ ◊


РАССЫЛКА

Pin It on Pinterest